пятница, 24 декабря 2010 г.

Музыкантам

Если вам интересно, то почитайте о том, что я думаю о таком явлении как "музыкальный альбом". Сразу скажу - мне непонятно стремление втиснуть продукты своего творчества в определенные концептуальные рамки. Часто, музыканты страдают, теряют время, нервы и деньги.. записывая, перезаписывая, пересводя, меняя тексты и подменяя свои собственные смыслы для того, чтобы создать из видимость того, что они носители какой-то особо-важной идеи. У вас есть какая-то такая идея ради которой нужно построить пирамиду Хеопса? Переплыть океан к новому континенту? Правда? :)
Вместо того, чтобы радоваться жизни и радоваться своей внутренней свободе и духовному богатству - музыканты борются с искушением причесать себя таким образом, чтобы понравиться большинству. И, что печально, часто поддаются этому искушению.
С самого начала появления музыки как искусства - центральным элементом было внимание к живому исполнению. Еще вчера вечером написанная песня или мелодия - сегодня вечером уже исполнялась... а завтра была другая, и послезавтра. И это была жизнь музыканта.
Сегодня многие вместо того, чтобы выступать - пишут альбомы. Я сталкивался с этим много раз. Они пишут альбомы, вылизывают продукт, чтобы потом получше себя продать. Потом. Многие не доживают до этого "продать".. в результате у них есть альбом, но не нет настоящих, искренних слушателей. Нет радости общения, нет новых друзей, нет любви.
Считаю, что главным стремлением для музыканта должен быть не альбом, а концерт. Именно концерт для меня является главной концептуальной формой, которую нужно поддерживать. Если сказать чуть более пафосно - если музыкант настоящий, то для него концерт должен быть смыслом жизни, поскольку музыка - это его средство коммуникации, язык музыканта. На этом языке он общается и концертная сцена - это единственно место, где этот язык могут по-настоящему понять. Все остальные формы общения - суррогатны.
Меня многие музыканты не понимают. Ведь они лелеют мечту о популярности, о больших деньгах (куче наркотиков, проституток...), а реальность такова, что настоящая популярность возможна только для тех, кто "подходит" по актуальным меркам, по стандартам, которые созданы теми - для кого не музыка важна, а для тех, кому, прежде всего, важна выторг по кассе в баре. Если твоя музыка не помогает продавать алкоголь и наркотики - то твоя музыка не подходит.
Тем, кто еще не вляпался могу посоветовать следующее - решите однозначно, чего вы хотите: быть популярным или быть музыкантом (я делаю различие между людьми-музыкантами и людьми умеющими придумывать и исполнять музыку). Решите уже сейчас и не надейтесь найти компромисс. Компромисса не существует. Если вы музыкант - сделайте свои главным стремлением везде и всегда давай концерты. У друзей на квартирнике, в баре, в клубе на сцене. Везде. За деньги и бесплатно. Живите. Живите, а не ждите, что потом "заживете". Хотите выступить с концертом в Москве, в НьюЙорке - делайте все возможное, чтобы поехать и выступить там. Но если вы отказываетесь от того, чтобы выступить в Москве из-за того, что вам клуб не платит за дорогу - значит вы не хотите выступить в Москве - значит вы хотите, чтобы вам всего-то заплатили немного денег. Тогда не тратьте времени - выступайте в родном городе и никуда не ездите. А если хотите поехать - то работайте по ночам, сверхурочно, заработайте себе на билеты и поезжайте за две-три тысячи км. от дома и дайте концерты. Встретьте новых людей, пообщайтесь с ними.  Может именно этого вам не хватало для счастья!

8 комментариев:

  1. Ты прав, конечно, многие начинают именно музыкантами, а с приходом популярности становятся коммерсантами, увы. Практически все мои фавориты стали ими "до раскрутки", а не после. Причем, также замечено, что самые талантливые из них 99 процентов не пробьются в массы, поскольку в силу таланта копают намного глубже, а там или теряются совсем или очень медленно двигаются дальше, а те, кто у всех на слуху, анатомически препарируют ноты и раскладывают их буквально под микроскопом в нужной для масс пропорции. Причем, чем талантливее последние, тем обиднее, увы. И еще - мне многие музыканты говорили, что пишут, думая об аудитории, я по своему опыту знаю, что если ставлю "это" во главу угла - получится унылое говно, лучше уже для себя - тогда (хоть и куча лишнего и многим неинтересного), получается живее и цепче.

    ОтветитьУдалить
  2. на самом деле я писал не о том, кто как начинает и в кого превращается. По моему мнению музыкант - не обязательно должен кем-то становиться и чего-то достигать. Музыкант - это человек, для которого музыка является самым любимым языком общения. Он и дня не может прожить, чтобы не петь, не играть. Он может даже плохо уметь играть на инструментах, НО, но при всем при этом музыка для него - воздух.
    Так вот - настоящему музыканту не нужны ни альбомы, ни ротации, ни клипы - все что ему нужно - сцена, инструмент и люди, которым он сегодня исполнить свои произведения.
    А дальше что? - дальше как Бог решит (или если вы в Него не верите, то как случай положит). Если музыка которую исполняет музыкант нужна времени и людям - все приложится. СексПистолс в свое время начинали играть перед очень скромной аудиторией, а спустя год перед ними были стадионы. И заметьте, тогда небыло никакого интернета, ТВ было еще более недоступно чем сейчас. Просто они почувствовали дух времени и делали дело, которое считали нужным, а не подстраивались под желание толпы - она под них подстроилась.
    У меня есть немало друзей музыкантов, которые приезжали в Одессу, чтобы выступить, а не для того, чтобы заработать денег. И каждая встреча с ними - это тепло общения и радость настоящего концерта, где все на одной волне и счастливы.
    Если уж на то пошло - то пусть музыканты занимаются музыкой just for fun, а на жизнь зарабатывают чем-то другим. Так они будут вдвойне счастливы. От того, что они не нищие и от того, что у них есть музыка.... а не ноют как некоторые.

    ОтветитьУдалить
  3. мне кажется, вы путаете немного разные вещи...
    музыкант, исполнитель, композитор, профессиональный музыкант... очень часто задачи, цели и мечты у этих людей сильно отличаются.
    и что за мифическое существо - настоящий музыкант? Моцарт всю жизнь писал свои произведения за деньги, и что теперь, он не настоящий музыкант? Пабло Казальс посвятил весь последний этап своей жизни студийной работы и он ошибся?
    музыка и деньги плохо совмещаются, это правда. но это жизнь, и люди часто хотят жить хорошо.
    мне кажется вся проблема в том, что сейчас каждый человек взявший в свои руки инструмент уже считает себя музыкантом... и все хотят добиться высот не прикладывая к этому особых усилий.

    ОтветитьУдалить
  4. О том, кем я называю настоящим музыкантом я же написал достаточно подробно (и в комментарии выше тоже).
    Вы же говорите про профессии в музыке, а это другое, это не имеет отношения к тому, что мы обсуждаем. Я ничего не путаю. Профессии в мире появились для того, чтобы общество могло более простым и управляемым способом производить продукты потребления (товары, услуги). Все это реакция на спрос - обществу нужно больше веников - нужны специальные люди, чтобы их выпускали массово. Музыкальные профессии появились для того, чтобы удовлетворять потребности общества в музыке. Общества, но не музыканта. Разница в приоритете приводит к результатам, которые достаточно хорошо можно охарактеризовать пословицей-поговоркой: "Кто платит - тот и заказывает музыку".
    В наше время все стало сложнее чем во времена Моцарта. Теперь эти потребности уже не зависят от общества - их формируют. Для новых продуктов готовят покупателей, "промывают" им мозги. По тому же самому принципу у нас работает и шоу-бизнес.
    Как вы думаете - композитор - не музыкант? Я вообще считаю, что настоящий музыкант является композитором по-умолчанию. И ни как иначе. Человек, который всего-лишь умеет исполнять музыкальные произведения написанные другими, пусть даже и сверх-профессионально и технично - мне совершенно не интересен (мы ведь обсуждаем мое мнение). За последние годы я встречал не мало людей, которые ахренеть как здоровски умели дрочить гитару - а толку? они лелеяли мечту прославиться и оставались при этом нищими. С гораздо большим успехом они могли бы дрочить себе член перед веб-камерой и зарабатывать за неделю столько, сколько они зарабатывали на своих кавер-пати за полгода. Ну это я шучу :)
    Вы упомянули Пабло Казальса и, уместно заметили про его последний этап жизни, поскольку в свои молодые и зрелые годы - он объездил с концертами чуть ли не весь мир. Конечно же я даже помыслить не посмею, что его студийная работа является ошибкой. Наоборот, этот человек до последних дней был верен музыке и когда уже не имея возможности выступать живьем - он исполнял музыку в студии, чтобы она жила и после него.
    Впрочем вы наверняка лучше об этом знаете, поскольку лично я не являюсь любителем классической музыки (за редким исключением) из-за некоторых своих убеждений.
    Насчет того, что люди хотят жить хорошо. А кто сказал, что хорошо жить нужно именно за счет музыки? Почему музыка не может быть просто ярким дополнением к жизни?
    И последнее, про "высоты". Эти высоты в наше время ничего не значат. Это абстракция, которая становится конкретикой только в приложении к конкретной ситуации. Включите М1 и вы тут же станете свидетелем чего-то "заоблачного". И если подходить к вопросу формально - то большинство проектов (если не все) на М1 - это супер-профессиональные проекты, по-настоящему: дорогие, выверенные, качественно записанные, сведенные, выверенные до мелочей... снова скажу это - А ТОЛКУ?
    У нас тут в Одессе порядком хватает людей с консерваторским образованием, которые рассуждая о современной музыке смешивают ее с дерьмом. И они пребывают в полной уверенности, что на сцену можно выпускать только отточенные, технически совершенные проекты. Мол людям надо только мягкую пищу в рот класть. Вот из-за таких мудаков (к которым, к сожалению, прислушиваются) у нас не происходит ничего существенного с музыкальной точки зрения.

    ОтветитьУдалить
  5. да, я согласен с вами. мы живем действительно в "чудное время". и что происходит с сейчас с музыкой тоже "чудесно". но есть надежда, что прекрасное не умрет.
    успехов

    ОтветитьУдалить
  6. Молодец, Костя. Все по делу.
    Примером есть "Маракеш" - хотели выступить с Placebo, так сделали все, чтобы выступить :) Несмотря на последующую кучу критики и, фактически, поставленный за собственные деньги беклайн.

    ОтветитьУдалить
  7. вот-вот! причем, часто бывает, что именно таким ребятам и удача приходит в итоге.

    ОтветитьУдалить
  8. Ну да. Я все вспоминаю киевскую презентацию Ани - мы ж ее сделали за пару дней буквально. И пусть халабытнулись на бабки хорошо, зато народ выходил с открытыми ртами и светящимися глазами :)

    ОтветитьУдалить